Инструменты медитации
Медитация -это непростое занятие. Существует немного людей, кто может просто закрыть свои глаза и войти в состояние спокойствия. Через асаны и другие практики можно развить способность сидеть спокойно и неподвижно, но развить внутреннюю свободу от разобщённых и противоречивых мыслей, желаний, фантазий очень сложно. По этой причине йога и другие системы медитации предлагают определённые способы и объекты, на которые медитирующий может сконцентрировать своё внимание.
Многие системы используют мантры или движение дыхания, другие используют янтры и мандалы, психические символы или ишта девату. В тибетском буддизме медитирующий использует йидам - мощный духовный символ, который является ишта деватой.
Мы называем эти способы или приспособления "инструментами медитации". Несмотря на то, что они разнообразны в соответствии с традициями, культурой, все они служат одной и той же цели, и, таким образом, абсолютно равноценны друг к другу. Никто не может быстро прогрессировать в медитации без них, т.к. они являются средствами установления однонаправленной концентрации. Они позволяют увести наше внимание от игры нашего ума. Эти инструменты являются основой, к которой мы постоянно возвращаем наше внимание. Наши мысли, чувства не должны быть подавлены. Мы и не боремся с мыслями и не позволяем им полностью поглотить нас. Медитирующим предлагается позволять своим мыслям, эмоциям, различным идеям, которые приходят к нам в ум, входить в наше сознание свободно, и после наблюдения за ними очень мягко (аккуратно) возвращать наше внимание к объектам концентрации.
Относительно определённой окружающей среды, объекты концентрации могут быть выбраны спонтанно. Те, кто находится около бухты или водопада, может концентрироваться на звуках, создаваемых движением воды. Закат или восход солнца также может быть фиксированной точкой концентрации внимания. Почти все природные явления могут быть использованы для концентрации и медитации.
Обращая внимание на любое прерывание в медитации, вы можете использовать их как временный медитативный объект. Например, существует буддийская практика тхеравады, которая включает в себя наблюдение за подъёмом и падением брюшной стенки во время дыхания. В то время, как медитирующий осознаёт эти движения, восприятие вниманием чего-либо ещё может также иметь место. Например, могут осознаваться параллельно ваши мысли, чувства, эмоции. Медитирующий мысленно называет то, что отвлекло его внимание 3 раза, например: шум проходящего поезда - "шум, шум, шум", если его тело начинает чесаться -"зуд, зуд, зуд", и затем он возвращается к практике отслеживания подъёма и падения брюшной стенки. В этой технике не существует перерывов, потому что они также используются как объекты медитации.
Когда мы практикуем медитацию, мы также можем использовать сами промежутки прерывания как объекты концентрации, точно также, как мудрый йогин делал это в следующей истории.
Когда-то давным-давно жил король, который был очень привязан к его богатству. Он захотел приобщиться к медитации, т.к. он стал понимать бессмысленность своего богатства. Йог дал ему определённые инструкции.
Король начал усердно медитировать, но когда он попытался сконцентрировать свой ум на вечности, он стал пустым. Затем внимание как-то само-собой стало блуждать вокруг его красивого браслета, которым он очень дорожил. Под его восхищённым взором браслет начал сверкать всеми цветами радуги. Как только он осознавал, что он находится в этой фантазии, он пытался перевести своё внимание обратно к Богу. Но чем усерднее пытался он это сделать, тем тяжелее было разочарование, которое он переживал. Бог неизменно представал перед его взором в виде браслета. С большим смирением пошёл король к йогу для дальнейших инструкций. Йог знал как обратить слабость в источник силы. Он сказал королю: "Поскольку твой ум так сильно привязан к браслету, то медитируй на браслете. Осознавай его красоту и сверкающие цвета. Затем, исследуй источник этой красоты и этого многообразия цвета. Браслет в объективном смысле является конфигурацией или соединением энергетических вибраций. Это наш воспринимающий ум приводит к тому, что браслет кажется нам красивым и разноцветным. Таким образом, попытайся понять природу ума, который создаёт мир таким, каким ты его видишь."
В то время, как медитация на объекте влечёт за собой концентрацию на нём, точно также она вызывает идентификацию с ним. Используя орудия медитации, мы способны преодолеть дуальность. Привычное разделение между субъектом и объектом исчезает. Тот, кто концентрируется на ОМ, становится ОМ. Тот, кто медитирует на божественной сущности, становится божественным сам. Поклоняющийся или верующий объединяется с богом. Человек, который медитирует на традиции просветления, становится ( при условии, что он успешен на пути его медитации) сам просветлённым. Когда мы концентрируемся полностью, мы становимся полностью погружёнными в объект нашей концентрации или мы просто становимся чистым восприятием и как бы наполняемся объектом? Мы уже не являемся экраном или сознанием, где объекты отражаются, и уже не "Я", которое воспринимает, а пустота наполняется созерцанием, только объект существует, проникновенно воспринимаемый, как если бы это было внутри нас.
Существуют другие орудия медитации, которые используются в суфийских шуточных и коротких историях. Существует большое количество литературы, содержащая истории, приписываемая к, кажущемуся глупцом, мудрому человеку Насреддину. Многие из этих историй распространились по всему миру как шутки, в которых несколько человек обмениваются мнениями. Эти истории служат тому, чтобы научить ученика новому мышлению, т.е. разбить обычный способ мышления.Например:
Прохожий увидел, как Насреддин ищет что-то на земле. "Что вы потеряли, мулла?"- спросил он. "Мой ключ" - ответил Насреддин. Тогда прохожий также опустился на колени, и они вместе стали искать этот ключ. Спустя некоторое время, он спрашивает: "А где вы обронили ключ?" "В моём доме" - ответил Насреддин. "Но тогда почему вы ищите здесь?" " Потому что здесь больше света, чем в доме."
Истории, такие как эта, на самом деле не используются в медитации, но обращены к ученикам с целью изменения их способа мышления. Если они служат этой цели, тогда они будут направлять обучающегося к истинной практике медитации. То же самое можно сказать и о использовании коанов в дзен-буддизме.
Американские индейцы также создавали истории, позволяющие изменять привычный ход вашего мышления. Они относились к природе как к своему учителю и посредством неё, они добивались более глубокого понимания тайны жизни. В виде историй, относящихся к природе, их учение одинаково воздействовало как на детей, так и на взрослых. Истории, на первый взгляд, казались очень простыми, но каждый раз, когда вы их слушали, всё большей и большей мудрости вы достигали. Иногда, чтобы понять истинный смысл какой-то истории, вам приходилось размышлять над ней практически всю свою жизнь.
В свете предыдущих примеров, мы можем отнести благовония к орудиям медитации. Они расслабляют ум, умиротворяют эмоции, очищают атмосферу. Таким образом, для начинающих это очень ценная помощь в процессе перенаправления вашего внимания, и освобождения ваших мыслительных процессов от блокирования на пути в ваш внутренний мир. Геру дхотти (одежда саньясина)может быть использована как орудие медитации. Многие практикующие йогины находят, что их медитационная практика становится более продуктивной, когда они покрывают свои плечи геру дхотти. Цвет геру дхоти духовно стимулирующий,и грязь, сделанная специально и имеющая такой же цвет, имеет качество распространения позитивных флюидов на ваше сознание.
В следующих пяти главах мы будем обсуждать наиболее доступные используемые орудия медитации. Следует помнить, что каждый может использовать эти орудия медитации. Не важно, к какой религии вы относитесь или какую веру вы проповедуете. Определённые психические символы, мандалы или ишта девата может быть установлена и приобщена к обогащению, к усилению любой духовной практике.
"Весь видимый Универсум является Буддой, сознанием, также, как и все звуки. Придерживайся одного принципа (одного объекта, одной точки, одного символа), так как всё едино." Хуан По.
Вернуться к содержанию