Психический символ
Не важно,
осуществляете вы практику медитации на
религиозной основе или только на основе
раджа-йоги, важный момент заключается в том, что у
вас есть что-то, за что “якорится” ваше сознание.
В каждой медитационной практике есть объект, за который ваше сознание или ваш ум может ухватиться. Это может быть дыхание, это может быть мантра, коан или личный символ. Существует три типа символов или форм: грубые, средние и утончённые. Вы должны найти свой символ. Некоторые используют перевёрнутый треугольник, мандалу, пламя, у некоторых это маленькая горящая звезда, знак ОМ, шивалингам, другие концентрируются на сердце, лотосе или на знаке инь-ян; некоторые на кресте, на образе Христа, Шивы, на образе собственного гуру и т.д.
Всегда существовало противопоставление между сагуной (использованием форм) и ниргуной (бесформенной медитацией). Большинство людей, которые верят, что реальность является бесформенной, имеют серьёзные возражения против использования каких-либо объектов медитации. Они говорят, что, если высшее сознание бесформенно, то как можно используя форму достичь этого бесформенного состояния. Без относительно того, является ли абсолютная реальность бесформенной или нет, для того, чтобы поддерживать устойчивое духовное развитие, и для того, чтобы обладать способностью преодолевать все изменения в состоянии сознания, следует медитировать на форме. Сфокусированное состояние сознания является очень важным фактором в дхъяна-йоге.
Многие садятся в медитацию без какого либо объекта, на который может сфокусироваться их внимание. Они, едва закрыв глаза, позволяют своему уму блуждать бесцельно. Они либо размышляют о своих проблемах или просто засыпают. В то время как вы прогрессируете в медитации, тенденция ко сну, по всей видимости, интенсифицируется. Потеря сознания и сон являются самой большой помехой для того, кто медитирует, и одним из средств, для разрушения этой тенденции является использование психического символа.
Важность психического символа известна во всех мистических и религиозных системах по всему миру. Вот почему существует так много божеств, образов, символов и т.д., все они действуют как точка, на которой наш ум может сфокусироваться, чтобы воспроизвести состояние медитации. Вот почему идолопоклонничество широко распространено во всём мире. Хотя очень немногие осознают, что идолы (божества) действуют как точка фокусирования нашего сознания, для воспоминания.
Психический символ ведёт наш ум по отдалённым уголкам нашего сознания. Когда сознание проходит от внешней к внутренней области, возникает полная темнота, где нет опоры для чего-либо (для внимания). Как только вы научились визуализировать объект на подсознательном или бессознательном уровне, это означает, что вы на правильном пути. Момент, когда символ исчезает, означает, что вы сбились с пути, и вы должны вернуться к обычному (повседневному) состоянию сознания. Важность психического символа иллюстрируется в следующей истории.
Был период муссонов и шёл проливной дождь, дул порывистый ветер. Ворон спал на вершине большого дерева где-то на берегу большой реки. Ветер был настолько сильный, что дерево упало, и течение реки унесло его прочь от берега. Ворон, однако, продолжал спать, даже не подозревая, что его унесло в море.
Когда ветер стих, и солнце ярко осветило всё вокруг. Ворон проснулся и с удивлением обнаружил, что он был окружён водой. Куда бы ворон ни посмотрел, кругом была одна вода. Он хотел найти землю, но не знал, в каком направление ему лететь. В конце концов, ворон решил лететь на восток
. В этом направление он не нашёл земли, и, поэтому, он решил лететь на запад. Не найдя никаких признаков земли на западе, он решил лететь на юг. Он полетел на юг, затем на север, но так и не обнаружил земли. Ворон почувствовал усталость и понял, что вокруг нет ни одного клочка суши, где бы он мог сесть и отдохнуть. Вокруг он видел лишь безбрежную водную гладь. Ворон тут же подумал о дереве. Где оно было? Вместо того чтобы искать землю, на этот раз ворон отчаянно искал дерево, с которого он начал свой поиск. После некоторых усилий, он всё же обнаружил это дерево и отдохнул.Ворон был умной птицей, он научился, благодаря своему прежнему опыту и ошибкам, как действовать в такой ситуации. Таким образом, когда он вновь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы продолжить поиск земли, он тщательно запомнил место расположения дерева. Он полетел на север и не обнаружил земли. Поэтому, он вернулся снова на дерево и отдохнул. Затем он исследовал другое направление и вновь вернулся на дерево восстановить силы. В какой-то момент он увидел землю и уже был в состояние полететь к ней и забыл о дереве. Дерево сослужило свою службу, и теперь в нём не было необходимости.
Образ ворона представляет практикующего медитацию, океан – это ум, дерево – это психический символ, а земля- это медитация. Сначала ворон пытался обнаружить землю беспорядочно, без учёта местоположения дерева. Он почти потерялся в безбрежном пространстве океана. Также, если личность пытается исследовать ум без помощи психического символа, тогда возникает большая вероятность того, что человек безнадёжно потеряется.
Во внутреннем путешествии необходим проводник, и этим проводником является ваш психический символ. Вы должны иметь что-либо, что чётко зафиксировано и постоянно. Это ваш внутренний гуру или что-то подобное вашему внешнему гуру, что не должно изменяться. Ваш внутренний гуру- это яркий свет вашего символа, в то время, когда вы полностью исчезаете для внешней жизни, когда время и пространство трансцендентны. На это время свет необходим,
вот почему мудрецы всегда отмечают необходимость использования символа в практике медитации.Когда вы практикуете медитацию, используя мантру, мантра приведёт вас к состоянию, когда ваше сознание будет свёрнуто вовнутрь, и, возможно, оно потеряется в мыслях и образах (образы - это мысли в символической форме). Когда это происходит, вы должны немедленно возродить ваш символ и попытаться его визуализировать. Поддержание вашего символа - это пламя огня, вы должны попытаться увидеть его внутри, когда ваши глаза закрыты. Вам следует видеть его так же отчётливо, как если бы это было внешнее пламя. Вначале это будет трудно, но потом вы должны стабилизировать пламя и поддерживать его в спокойном состояние. Некоторые практикующие, которые склонны преимущественно к интеллектуальной деятельности, визуализируют символ брумадхъя – межбровный центр, в то время как другие (более эмоциональные) предпочитают переживать это в области сердца.
В то время как вы пытаетесь поддерживать осознание вашего символа, образы будут плыть через ваше сознание. Когда осознание символа интенсифицируется, количество образов и фантазий, возникающих в восприятие, также будет увеличиваться. Это символы являются проявлением пранической энергии в вашем уме и известны как викальпы. Они являются серьёзным препятствием в духовном продвижении, и от них нелегко избавиться. Иногда эти образы могут длиться часами, и практикующий забывает всё о себе, свою мантру и психический символ.
Когда вы закрываете глаза и визуализируете лотос или какие-то другие символы, то, что вы действительно видите, является вашим сознанием. По мере очищения вашего сознания, символ будет более отчётливым. Когда вы можете визуализировать розу так же ясно, как если бы вы видели её в саду наяву, и если качество восприятия не изменяется вовне и внутри, значит, вы достигли очень высокого уровня концентрации. Если вы не способны видеть розу отчётливо внутри, ваш ум ещё не достаточно чист. Это означает, что между мысленной розой и вами существует препятствие (барьер), и этот барьер необходимо преодолеть.
Когда осознание вашего психического символа остаётся постоянным и устойчивым, возникает момент, когда существует просто символ. Вы видите его ясно и настолько чётко, насколько это возможно. С этой точки начинается медитация. Вы больше не практикующий медитацию, вы медитирующий.
Использование психического символа возможно даже для продвинутых практикующих, чтобы установить состояние бодрствующего сна. Даже когда они спят, они всё осознают и могут свидетельствовать свои сны. Чтобы добиться этого, необходимо чтобы символ такой естественной частью вашей психики, что его можно было бы ясно видеть или воссоздать в любое время.
Начало сна очень похоже на спуск в глубокий колодец с верёвкой. Кто-то скользит и падает в колодец, теряя сознание и погружаясь в глубокий сон. Психический символ- это средство спуска в глубокий колодец, но без резкого падения в глубину бессознательного. Таким образом, психический символ служит верёвкой для спуска в глубинные слои нашего ума и сознания в практике медитации.
Структура дхьяна-йоги выстроена на двух основных столбах мантры и психического символа, и они очень надёжны и устойчивы.
«Высшему можно служить через
образ или используя посредника с учётом того, к
чему вы чувствуете большее предпочтение и
преданность, так как, будучи душой универсума,
Высшее присутствует во всех вещах».
Уддхава Гита, Шримад Вхагавада
Вернуться к содержанию