Динамическая медитация в йоге
Путь йоги - это упорядоченная серия шагов, движение по направлению переживания внутреннего единства. Таким образом, йога- это и путь и цель. Йога - это не просто выполнение асан или пранаямы в течение получаса рано утром или повторение мантр в течение 10 минут. Эти упражнения являются только средством улучшить свою жизнь, повысить уровень расслабления, концентрации и медитации в любой деятельности.
Карма йога означает медитативный динамизм и бескорыстное служение. Тело и ум осуществляют много действий, в то время как человек работает, двигается и о чём-то думает, хотя индивидуальность личность остаётся в фиксированном состояние размышления, в состояние медитации, “Я осознаю, что я осознаю”. Таким образом, человек осуществляет работу с наименьшим включением своего собственного эго в эту деятельность. Это означает, что он работает для удовольствия работать для самой работы, а не для получения наград или ради какой-то цели. Таким образом, любая деятельность становится более интересной, радостной и приятной. Следовательно, качество работы неизмеримо возрастает.
В карма йоге мы наблюдаем за тем, что мы делаем, пытаемся почувствовать, что каждый момент нашей жизни, нашей деятельности является лучшим. Это применимо ко всем видам деятельности от мытья окон или приготовления пищи до межличностных отношений. Таким образом, карма йога- это взаимоотношение и связь с жизнью не зависимо от того, работаем ли мы, играем, едим или спим. Все наши трудности воспринимаются как множество помех, которые требуют просто определённой суммы работы для их преодоления. Продвижение по пути духовного развития идёт в медленно разворачивающемся процессе, и одновременно мы познаём себя, в то время как отрабатываем нашу карму.
С помощью карма йоги у нас появляется возможность избежать личных проблем и затруднений, которые тянут за собой кармический багаж и мы можем погрузить себя таким образом в бесстрастные проблемы, которые позволят нам отработать нашу карму. Мы научаемся отрешённости, терпению, разборчивости и через служение мы познаём истинный смысл любви и отдачи. Это ведёт к очищению ума и тела, постижению духовной жизни и медитативному настрою ума.
Йогическое знание, конечно, предполагает, что никто не может оставаться долгое время в состояние бездействия, т.к. нас заставляет действовать само качество нашей природы. Даже отказ от работы есть действие. Тотальным бездействием является смерть. То, как мы действуем, определяет наше будущее через принцип причины и следствия, поэтому очень важно действовать таким образом, чтобы наше будущее имело хорошие перспективы. Мы можем осуществлять нашу деятельность бескорыстно, без мыслей о награде. Это требует практики и решимости достичь этого качества деятельности, т.к. мы должны преодолеть наши старые принципы, привязанности и привычки.
Перед тем, как практиковать карма йогу, нам нужно перестать думать только о собственных желаниях. Это не значит, что мы не должны заботиться о себе. В этом случае требуется оценка наших нужд, способность различать наши нужды и желания. Многие мысли являются только причиной новых проблем, и без них мы были бы более счастливы и здоровы.
Чтобы развить в себе умение избавляться от ненужных желаний, мы должны сначала практиковать принятие того, что жизнь даёт нам. Мы можем думать о своей жизни как о даре свыше или с позиции того, что мы заслуживаем и не больше. Чтобы добиться этого требуется много сил и времени, потому что васаны и внутренние наклонности, желания, страсти, амбиции и т.п. постоянно входят в поле нашего внутреннего видения и затмевают объективную реальность. Мы должны принять себя и работать внутри тех рамок, которые мы имеем.
Когда мы принимаем себя, мы можем начать работу истинно карма-йогического саморазвития. Чтобы начать подготовку почвы для будущего роста, мы начинаем подрезать сорняки и колючие кусты нашей личности. С этого момента мы начинаем познавать себя и повышать нашу свободу движения, преодолевая свои ограничения. В тот момент, когда мы начинаем переживать внутренний поток карма йоги и осознавать, что работа, которую мы осуществляем вовне, есть ни что иное, как отражение нашей внутренней работы, тогда любая деятельность не важно какого плана становится для нас радостью.
Когда достигается состояние дхьяны, мы осознаём, что в буквальном смысле слова не осуществляем какие либо действия, т.к. всё, что происходит вокруг нас автоматически определено законами кармы, причины и следствия. Тело и ум постоянно ввергаются в жизненную борьбу. Однако опыт дхьяны пробуждает в нас вещественную и тотально убедительную реальность так, что мы становимся вне орудий ума и тела, мы просто наблюдатели. С этой точки все внешние правила, законы жизни, все методы и системы для достижения высшего осознания становятся устаревшими потому, что переводим наш поток осознания вовнутрь. Мы, таким образом, преодолеваем давление низшей природы, которая уводит нас от духа. Автоматически жизнь становится бескорыстным служением. Это не потому, что мы думаем, что нам следует так делать или потому, что другие нам сказали, что так оно и есть, но потому, что через осознание и реализацию дхьяны, мы видим, что не существует другого пути для достижения и сохранения радости.
Отношения гуру - ученик
Другая форма медитации в деятельности происходит через отношения между учителем и учеником. Когда мы идём по пути духовного развития, нам необходимы 3 важные вещи: мантра служит как повозка, гуру служит как путеводитель, и ишта девата служит как цель. В конечном понимании эти три составляющие являются одним и тем же. Когда мы овладеваем этими наиболее драгоценными из всех приобретений, мы можем одухотворить наши жизни.
Когда человек встречает своего гуру – это наиболее важный момент в его духовной жизни. Гуру даёт инициацию, мантры, вдохновение, и выстраивает основные точки, по которым ученику следует идти. В истинных отношениях между учителем и учеником сознание ученика полностью направлено на своего учителя так, что его сознание полностью становится однонаправленным на его служение и преданность своему учителю. Когда ученик владеет бхакти, никакое расстояние не может отделить его от ощущения присутствия своего учителя, который руководит через аджна-чакру и присутствует в делах всей его жизни.
В период формальной медитации связь между ними растёт ещё сильнее в сознание ученика до тех пор, пока он не осознает что-то, что существует между ним и его гуру. Таким образом, он никогда не остаётся один и повсюду, где бы он ни был, его сознание покоится на основании гуру, который берёт его в его ишта девату на другой стороне океана сансары.
“Сказочный мускусный олень ищет по всему миру источник
запаха, который исходит от него самого.” Рамакришна Парамахамса
Вернуться к содержанию