Антар Мауна
На санскрите слово мауна означает «тишина», «безмолвие», и антар означает «внутреннее». Английское название «inner silence» на литературном языке означает уединение, уход. Антар мауна является базовой практикой йоги. Это фундаментальная часть Буддийской практики, хотя она известна под другим названием - випассана, и используется в несколько модифицированной форме. Некоторые из принципов антар мауны широко используются в современной психотерапии. Это один из наиболее прямых методов решения проблем сознания, поэтому, этот метод так широко используется в религии, мистических и психотерапевтических системах.
Антар мауна является важной техникой для каждого, кто обладает беспокойным умом, эмоциональной нестабильностью и спутанными самскарами. Для всех тех, кто не способен концентрировать свой ум на одной точке, практика антар мауны обеспечит основу для процесса самоочищения. Когда ум очистится, уровень концентрации повысится спонтанно.
С самого раннего возраста мы привычно подавляем плохие мысли и желания и пытаемся забыть неприятный для нас опыт. Но подавление не решает проблемы, т.к. эти мысли просто остаются в форме семян в подсознании. Даже если мы не осознаём их, эти вытесненные мысли активно действуют из-под сознания, принося боль, несчастье и фрустрацию в жизнь.
Антар мауна является превосходным лекарством от шизофрении. В некоторой степени мы все немного страдаем шизофренией. Когда у нас появляются нежелательные мысли, мы боремся с ними и, таким образом, возникает конфликт. Одна часть ума находится в конфликте с другой, и когда этот конфликт становится наиболее интенсивным, это и называется шизофренией. Для того чтобы иметь здоровую личность, мы должны уважать наш разум; неважно, чистые или порочные мысли приходят к нам в голову, мы должны принять их. В практике антар мауны следует не концентрироваться. Будьте безмолвным, безучастным свидетелем всех действий вашего ума. Наблюдайте за той частью ума, которая думает и той частью, которая отвергает эту мысль. Эта практика видения ума, наблюдение за восприятием и принятием опыта. Даже если что-то отвлекает вас, например, шум самолета, наблюдайте реакцию вашего ума. В практике антар мауны мы осознаем возникающие мысли и картины, звуки, раздающиеся вокруг, ваши ощущения, например ощущение стула, на котором вы сидите, людей вокруг вас, проходящий поезд. Мы осознаем, не пытаясь избежать того факта, что мы являемся осознающими. Это первый шаг к пратьяхаре.
В течение дня наше сознание постоянно направлено вовне. Мы видим и слышим только то, что происходит вовне, и очень плохо представляем, что происходит внутри нас. Практикуя антар мауну, самоосознание развивается, и вы приходите к пониманию работы вашего ума и методов его контроля.
Миллионы самскар, непроявленные реакции в глубине ума, всегда выходят и влияют на наше поведение, личность, судьбу. Практикуя пранаяму перед антар мауной, возникает выход самскар на поверхность сознания, и мы становимся достаточно чувствительными, чтобы видеть их. Мы непосредственно сталкиваемся с нашим бессознательным – давно забытыми воспоминаниями, страхами, ненавистью и т.д. Мысли и чувства, которые были скрыты долгое время, выходят на поверхность и нивелируются. Обычно, если мысль приходит, когда мы пытаемся сконцентрироваться, мы говорим - нет, и немедленно отгоняем ее. Но это вредно для нашего духовного развития. Это напоминает расстройство желудка и попытку контролировать это и может быть причиной беспокойства или множества болезней как физиологических, так и психических. Во время антар мауны вполне нормально, что к вам приходят мысли (особенно негативные). В процессе наблюдения за ними и принятия их, они ослабевают, и тогда вы сможете избавиться от них. Этот процесс очищения поможет вам медитировать более эффективно.
Самскары имеют место внутри любого действия, как сильный барьер духовного развития. Эти самскары должны выйти. Если вы будете продолжать загонять их обратно, то они неизбежно когда-нибудь вырвутся наружу, и вы не сможете с ними совладать. Нет способа обойти их, вы должны работать с ними шаг за шагом, постепенно нивелируя их. В йоге эта стадия называется атма шуддхи (самоочищение) или читта шуддхи (умственное очищение). Вся антар мауна направлена на достижение пратьяхары как средство в медитации.
Практика антар мауны разделяется на ряд стадий, которые кратко излагаются ниже:
Стадия 1: в которой практикующий развивает осознание своих ощущений и того, как они связывают его с окружающим миром. Глаза необходимо закрыть, чтобы основным каналом восприятия были уши. Через некоторое время наше восприятие начинает отвлекаться на внешние звуки, и автоматически начинается вторая стадия.
Стадия 2 включает в себя переключение внимания от внешних раздражителей на работу нашего ума, на то, какие мысли приходят, и какие образы всплывают из подсознания. Эта стадия, в которой освобождается большое количество страхов и напряжений. Мы переживаем заново прошлые события и становимся свидетелями выхода подавленных желаний. Эту стадию следует практиковать до тех пор, пока ум не станет спокойным и уравновешенным.
Стадия 3 –это привлечение мыслей и избавление от них благодаря волевым усилиям. Любой опыт, который не анализируется глубоко, остаётся в подсознании, поэтому, третья стадия нацелена на то, чтобы научиться избавляться от мыслей и переживаний. Мы привлекаем в сознание определённую мысль, развиваем её, а затем, избавляемся от неё волевым усилием. Далее преобразуем это в практику самоанализа.
Стадия 4 включает наблюдение за спонтанными мыслями, которые всплывают на поверхность сознания. Доминирующая мысль должна быть проанализирована и нивелирована волевым усилием. И снова следует осознавать спонтанный мыслительный процесс и выбрать доминирующую мысль, чтобы удалить её посредством воли. Когда вы овладеете этой стадией, ваш ум глубоко погрузится в подсознание.
Стадия 5. На этой стадии ваш ум должен быть спокойным и умиротворённым. Мысли будут возникать, но они не будут навязчивыми и не будут вызывать большого эмоционального переворота. Поэтому, на этой стадии оправдано подавить все мысли полностью. Это обязательно приведёт к состоянию отсутствия всяких мыслей и пратьяхаре.
Стадия 6 осознавание психического символа.
Антар мауну практикуют в любой йогической позе подобно падмасане, сиддхасане, ваджрасане, сукхасане или, если нет таковой возможности, в шавасане или сидя на стуле в расслабленной позе.
Антар мауну, особенно на первых стадиях, можно практиковать в любом месте. Эта практика может быть использована чтобы успокоить ваш ум в наиболее неприятной обстановке и среди большого шума. Если вы хотите включить антар мауну в вашу ежедневную садхану, лучшее время для этого либо вечером перед сном, либо утром, т.к. в это время меньше шума и всяческих помех. Старайтесь практиковать в определённое время каждый день.
Техники.
Стадия 1.
Закройте глаза и осознавайте всё тело. В неподвижности осознавайте ощущения прикосновения. Осознавайте части тела, которые находятся в контакте с полом, точки соприкосновения вашего тела с одеждой. Фиксируйте всё ваше внимание на ощущении прикосновения до тех пор, пока не иссякнет интерес к этому.
Затем осознавайте всё, что вас окружает: осознавайте все внешние звуки; слушайте внимательно и отстранённо, не оценивая, не анализируя, не думая о звуке. Сосредоточьте ваше внимание на наиболее заметном звуке в течение нескольких минут, затем отстранитесь от него и найдите другой.
Затем переключите ваше внимание на дыхание. Фиксируйте всё ваше внимание на дыхании, полностью отстранитесь от восприятия внешних звуков. Продолжайте осознавать ваше дыхание в течение нескольких минут. Затем снова переключите ваше внимание на внешний мир и внешние звуки. Будьте аллертными, не погружайтесь внутрь себя и в свои мысли.
Через несколько минут снова осознавайте процесс дыхания. Забудьте о внешних звуках, только восприятие дыхания.
Меняя направление внимания с внешних звуков на процесс дыхания и наоборот, продолжайте практику.
Это первая стадия антар мауны. Её следует практиковать до тех пор, пока вы не научитесь полностью отстраняться от внешней деятельности, особенно звуков.
Возможно научиться погружаться в себя настолько, что в это время вы не будете замечать телефонный звонок. Когда вы достигните этой стадии, вы сможете приступить ко второй. Вероятно, для этой цели потребуется, по крайней мере, один месяц ежедневной практики.
Стадия 2.
Начните с первой стадии и практикуйте её в течение нескольких минут и затем приступите к стадии 2.
Забудьте об окружающем мире и сфокусируйте всё ваше внимание на ваших мыслях.
Осознавайте каждую вашу мысль. Воссоздайте прошлое, фигуры и лица ваших друзей, людей, которых вы любили и ненавидели. Но помните, что ни вы им не принадлежите, ни они вам. Вы просто наблюдатель, и они просто проходят мимо.
Если кто-то, кого вы любите, вдруг возник в ваших мыслях, и вы продолжаете думать о нём, то это значит, что вы привязались к этой мысли. Привязанность к одной мысли создаёт ещё больше мыслей, и эффект от них ваше сознание записывает где-то в глубине. Не прерывая, позвольте вашим мыслям течь своим чередом. Просто будьте свидетелем этого процесса, старайтесь быть отстранённым и беспристрастным наблюдателем ваших мыслей.
Позвольте всем вашим эмоциям, таким как ненависть, злость, страх, чувство вины выйти наружу, но оставайтесь при этом просто свидетелем этого процесса, свидетелем своих эмоций и мыслей.
Откройте дверь в ваше подсознание. Посмотрите глубоко внутрь себя и удалите все бесполезные ментальные осколки, которые там накопились.
Затем, после 5 минут, осознавайте чидакашу, тёмный ментальный экран перед вашими закрытыми глазами. Этот мыслительный экран, на котором вы, возможно, увидите подсознательные картины. Если картины возникают – просто наблюдайте за ними. Если никаких картин не возникает, продолжайте наблюдать несколько минут и возвращайтесь к мыслительному процессу. Если ваше внимание неустойчиво, представьте, что вы смотрите на длинную дорогу. Дорога пустынна и по ней никто не идёт. Затем кто-то появился на дороге, вы видите двигающиеся тени. Эти тени- тени ваших мыслей.
Продолжайте переключать внимание с наблюдения за вашим мыслительным процессом и тёмным экраном чидакаши.
Эта стадия 2, которую необходимо практиковать ежедневно до тех пор, пока вы ни научитесь не включаться в мыслительный процесс. Вы можете приступать к 3 стадии, если на внутреннем экране вы видите образы. Если этого нет, то вы сможете приступить к следующей стадии, только после месяца практики 2 стадии.
Стадия 3.
Выбери какую-либо мысль и осознавай, отслеживай эту мысль и все другие, которые вытекают из неё. Не позволяйте каким-либо спонтанным мыслям проявляться, скажи им: ''Нет. Я не хочу вас сейчас''. Сфокусируйте всё своё внимание на одной цепи мыслей, затем быстро отстройтесь и найдите другую мысль. Отслеживайте эту мысль в течение некоторого времени и затем быстро отбросьте его.
Вы можете выбрать любую мысль, но не теряйте время на непоследовательные, несвязные мысли, которые, по всей вероятности, не приведут к эмоционально значимым мыслям. Преимущественно выбирайте негативные мысли, чем они более неприятны, тем лучше для практики.
Продолжайте выделять и отбрасывать мысли в течение нескольких минут и затем, отбросив последний раз какую либо мысль, обратите ваше сознание к чидакаше. Наблюдайте пространство перед вашими закрытыми глазами и просто отслеживайте любую мысль или образ, который возникает на нем. Это возможность отследить подавленные бессознательные переживания.
Просто осознавайте спонтанный взрыв мыслей, специально не формируйте их. Продолжайте следовать потоку мыслей, связанных одной темой и затем снова обратите ваше сознание к чидакаше.
Это стадия 3 антар мауны. Если вы практикуете регулярно в течение какого-то времени, то вы переживаете такое потрясение от наплыва мыслей, что вам будет трудно следовать какому-то одному ряду мыслей, тогда вы готовы приступить к стадии 4.
Стадия 4.
Позвольте вашим мыслям течь спонтанно, не пытайтесь вызывать какие-либо мысли, просто наблюдайте за теми, которые возникают. Осознавайте продолжительный поток мыслей, некоторые будут возникать в форме образов. Вам следует оставаться отрешёнными, включение в поток мыслей будет создавать помехи к более глубокому восприятию вашего существа.
Вы можете осознавать одну мысль, которая наиболее заметна, чем другие. Это может быть предвидение или воспоминание о событиях, которые происходили давно. Отслеживайте её какое-то время, но не следует придавать ей какое-то значение. Затем волевым усилием отбросьте эту мысль. Мысли должны приходить спонтанно, но они должны быть обдуманно отброшены.
Продолжайте переключать внимание с потока мыслей на одну специфическую мысль.
Эта стадия 4. Её следует практиковать ежедневно до тех пор, пока вы не переживёте остановку потока мыслей. Стадия 5 начинается автоматически, когда вы достигли состояния отсутствия всяческих мыслей.
Стадия 5.
Практикуйте стадию 4 в течение нескольких минут. Затем вы обращаете своё внимание к чидакаше. Отслеживайте любую мысль, которая возникает, и сразу же избавляйтесь от неё.
Ваши мысли будут приходить в форме образов, но они должны быть также отброшены. Наблюдайте их превращение в бесформенный фон чидакаши; растворяйте их. Ваша главная цель - достичь и укоренить состояние безмыслия и отсутствие всяческих образов. Не позволяйте проявляться никаким мыслям и образам.
Если у вас есть желание, то вы можете сформулировать намерение: «Я буду сохранять свой ум свободным от мыслей». Это должно быть одной вашей мыслью. Продолжайте повторять это до тех пор, пока это не станет абсолютно устойчивым. Затем постепенно растворяйте и эту мысль до тех пор, пока останется только осознание чидакаши.
Это 5 стадия антар мауны – состояние безмыслия, в которой вы можете почувствовать себя парящими через различные уровни вашего сознания. Когда вы легко сможете оставаться в состоянии безмыслия, можно приступить к стадии 6.
Стадия 6.
Практикуйте стадию 5, чтобы вызвать состояние безмыслия.
Затем создайте внутренний образ вашего психического символа и фиксируйте всё ваше сознание на символе. Если этот образ тускнеет, постарайтесь воссоздать его.
Должно быть постоянное осознавание вашего психического символа. Постарайтесь не загружать посторонними образами психический экран. Если же эти образы очень сильны, позвольте им выйти, но продолжайте осознавать символ. Если же образы переполняют экран, их следует разрушить и сконцентрировать всё ваше внимание на символе.
Не спите. Если вы можете поддерживать постоянный поток осознания вашего психического символа, тогда вы постепенно входите в состояние дхъяны.
«Когда ваш ум взбудоражен, продуцируется многообразие объектов, но когда ваш ум успокоен, эта разнородность исчезает».
Ашвагхоша.
Вернуться
к содержанию