Развитие осознания.
 


    Большинство учений йоги прошлого и настоящего говорят, что практика йоги направлена на развитие осознания как внутри, так и во вне. В йоге мы используем слово "осознание". Можно использовать и другие слова, такие как: сознание, атман, я, дух, целостность, но все они имеют отношение к осознанию.
    Можно сказать, что осознание- это способность наблюдать свою ментальную и физическую активность как бы со стороны. Если человек находится в состоянии осознания, то тогда он становится наблюдателем своей внутренней и внешней активности. Если вы способны наблюдать и своё тело и свой ум, тогда вы должны открыть в себе иную сторону своего я, которая не является ни телесной составляющей, ни умственной, т.к. заключает в себе способность наблюдать за деятельностью обеих этих составляющих. Если у вас был опыт подобных переживаний, вы поймёте, что мы имеем в виду, когда используем слово "осознание".
    Часто ли вы бываете невнимательны, несобранны? Отсутствие сосредоточенности говорит о том, что на какое-то время вы перестали чётко осознавать свои действия. Если вы часто обнаруживаете вещи не на своих местах, то это означает, что ваше внимание было направлено не на перенесение объекта, а на что-то ещё.
    Большинство людей редко имеют полное самоосознание, т.к. они обычно захвачены своими мыслями и фантазиями или включаются в какую-то деятельность до такой степени, что практически обо всём забывают.
    Отследите множество посторонних мыслей, которые возникают в вашем сознании, в то время как вы выполняете какое-то действие. Большинство из них не имеют никакой практической пользы и относятся к обрывкам запомнившихся разговоров, бесполезным сплетням, пустым тревогам. Другие связаны с воссозданием прошлых событий или предвкушением грядущих.
    Большая часть из этих мыслей связана с эго, его победами и поражениями, или как это произойдёт. Все системы духовной практики рассматривают эго, как основную помеху духовному росту, и, чтобы устранить эту помеху, необходимо нивелировать интерес к эго. А интерес к эго поддерживается только в том случае, если есть мысли о нём.
    Большой интерес к будущему, исключая конструктивное и творческое планирование, требует большого количества энергии и может привести к эмоциональному стрессу. Но события редко происходят так, как мы их представляем или предсказываем. И также бесполезно принимать решения по поводу последовательности будущих действий. Преждевременное решение обычно становится неприменимым, т.к. обстоятельства меняются ко времени его реализации. Конечное событие не является результатом нашего решения; как будто невидимые силы вмешиваются и меняют направление наших действий. Мы обманываем себя, полагая, что если мы не будем постоянно думать о чём-то, то и не будем знать, как поступать и как действовать. На самом деле верно обратное. Чем больше спокоен наш ум, тем более спонтанны и адекватны наши действия.
    Существует два вида осознания. Одно - это внутреннее осознание, когда мы направляем наше внимание на деятельность нашего ума. Другое - это осознание во вне, когда наше внимание направлено на чувственные переживания или деятельность нашего тела. Время от времени оба этих вида осознания требуют от нас определённых напряжений, но обычно наше сознание находится в одном состоянии внимания, но затем мы позволяем другому вниманию отвлечь нас.
    Перед тем, как мы сможем хорошо сконцентрироваться, мы должны развить самоосознание. Но никто не может научить самоосознанию, это то, что вы должны постоянно развивать сами. Вы начинаете с того, что наблюдаете за собой, осуществляя любое действие.
    Читаете ли вы книгу, убираете, печатаете, складываете цифры или говорите с кем-то, не позволяйте чему-то тривиальному оторвать ваше внимание от конкретной деятельности. Мысли обязательно придут, но не позволяйте им оторвать ваше внимание. Уделите им немного времени просто в знак того, что вы сможете осознавать то, что вас отвлекает, и что вы осознаёте, чем занят ваш ум в данный момент. Затем отбросьте эту мысль и возвращайтесь к объекту концентрации или вашей работе. Если вы будете использовать эту технику в вашей повседневной деятельности, то вы с удивлением обнаружите, как быстро повышается ваша способность к концентрации.
    Сначала вы будете в основном осознавать то, что в какое-то время вы были невнимательны. Но чем чаще вы осознаёте это, тем легче вы достигнете состояния непосредственного осознавания. В начале достаточно просто осознавать, что какое-то время ваше внимание было отвлечено посторонними мыслями.
    Если вы подумаете на эту тему, то, вероятно, вы сможете придумать сотни техник, с помощью которых вы сможете отслеживать процесс осознавания. Например, каждый час записывайте на бумаге, что вы делаете, и какие мысли чувства сопровождают вас в это время. Мы редко осознаём в одно и то же время физический, умственный и эмоциональный аспект нашего бытия. Повышая уровень нашего осознания, мы можем получить большее удовлетворение от самых обычных мирских дел.
    Йога даёт нам наиболее прямой и систематичный метод развития сознания. Йогические асаны дают нам возможность лучше осознавать наше тело и наши ощущения, а их выполнение требует определенной концентрации, которая постепенно повышается и интенсифицируется. Йога-нидра - это лучшая техника для отслеживания внимания и формирования осознанности тех частей тела, которые часто находятся вне нашего внимания. Например: многие люди, которые являются новичками в практике, говорят, что во время переброса внимания по телу, им трудно осознавать их пальцы на ногах или уши, не говоря об их внутренних органах.
    Следующие практики - это предмедитативные техники, направленные на развитие самоосознания. Они особенно полезны для тех, кто не может сидеть в медитативной позе и для тех, кто хочет приступить к медитации, но не имеет опытного учителя. Их можно осуществлять всюду и в любое время, сидите ли или стоите, ходите или готовитесь ко сну. Эти практики помогут нам войти в контакт с нашим телом. Это удивительно, что многие из нас не воспринимают свое тело, не имеют контакта со своими ощущениями. Практики осознания, которые будут приведены ниже, помогут привлечь наше внимание к реакциям нашего тела, и помогут понять и скорректировать их.


1. Осознавание ощущений
 

   A) В течение нескольких минут, не важно сидите вы или стоите, ходите или принимаете пищу, переключите полностью ваше внимание на ваши ощущения во время этих действий. Не просто смотрите, слушайте, чувствуйте (кинестетически), вдыхайте, ощущайте вкус, но переживайте эти ощущения целостно. Примените все ваши способности к этому процессу. Если вы слышите звук, исследуйте, из какого места он исходит, какое воздействие он оказывает на вас? Если это вкусовое ощущение, как ваше тело и ум реагируют на него? Посмотрите вокруг и отметьте, есть ли какой-то особый предмет, притягивающий ваше внимание? Почему это так происходит, и какие мысли при этом возникают? Если это запах, то какой и откуда он исходит? Возникают ли ассоциации с чем-то ещё? Если вы касаетесь чего-то, как вы это ощущаете? Сравнимо ли это с чем-то ещё?
   B) В то время как вы сидите, стоите, особенно, когда вы противостоите кому-нибудь, переключите ваше внимание с ваших эмоций и мыслей на ваши ощущения.
    Эти упражнения дают нам более глубокое понимание функциональных возможностей наших ощущений, и помогают нам использовать их более полно. Мы, возможно, ещё не научились переключать внимание с наших эмоций и мыслей на наши ощущения, возможно, мы склонны колебаться, не уделяя полного внимания ни одному, ни другому. Например, слушаете ли вы на самом деле, когда кто-то говорит с вами, или вы всё ещё захвачены вашими собственными мыслями и чувствами? Слышите ли вы неопределённо слова вашего собеседника, или вы можете понять подтекст сказанного? В следующий раз погружайтесь в процесс слушания полностью. Используйте все ваши ощущения в полной степени. Определите, склонно ли ваше сознание пребывать во внутреннем мире мыслей, или оно в основном остаётся во внешнем мире активности.


2. Осознание прошлого опыта
 

   А) Вечером, сидя или лёжа в постели, закройте ваши глаза и расслабьтесь. Проследите всё, что вы делали в течение всего дня, начиная с момента, когда вы закрыли глаза. Вспомните в деталях всё, что вы делали и переживали в этот день, до того момента как вы встали с постели. Так же, как вы вспоминаете каждое действие, припомните каждую эмоцию, каждую вереницу мыслей, любой особенный звук, запах, зрительную картину, вкусовое или кинестетическое ощущение, которое вы, возможно, пережили в этот день. Отследите ваши мысли, которые возникли в результате этого упражнения.
   В) Вспомните какой-то конкретный год вашей жизни или какой-то определённый опыт. Припомните точно в деталях, что вы чувствовали и чему научились тогда и с каким опытом иного рода вы, возможно, ассоциируете эти события. Существуют ли какие-то чувственные удовольствия и неудовольствия, которые ассоциируются с этим опытом; музыка или особенный звук, запах, вкусовое ощущение, зрительный образ или картина, особенное ощущение, связанное с прикосновением. Воссоздайте в уме всю картину целиком, но себя воспринимая как актёра. Не включайтесь в процесс, а только отслеживайте, как будто вы смотрите фильм, в котором когда-то вы участвовали.
   С) После того, как вы утром проснулись, сядьте спокойно на некоторое время и попытайтесь вспомнить каждый ваш сон, который вы видели прошедшей ночью. Попытайтесь вспомнить все детали и подсознательные мысли, связанные с ними.
    Эти практики раскрывают и улучшают возможности нашей памяти. Воспоминание событий прошедшего дня помогает нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле и извлечь максимум из нашего опыта. Это также позволяет нам отследить какие-то вещи, которые нам следует припомнить утром. Это позволит в дальнейшем глубоко расслабиться и восстановиться. Воспоминание какого-то года или каких-то событий в нашей жизни помогает увидеть динамику нашего развития, и то, к чему мы пришли на данный момент. Это также помогает улучшить нашу память, т.к. большинство из нас используют возможности своей памяти далеко не полностью. Мы также можем увеличить объём знаний о себе, проигрывая прошлые события. Анализ наших снов ведёт наше сознание к неизведанным реальностям нашего ума, подсознательным и бессознательным.


3.Осознание настоящего
 

   А) В любой ситуации, перенесите ваше внимание на ваши ощущения. Проверьте ваше самочувствие, чувствуете вы себя уставшим или наоборот. В каком настроении вы находитесь. Счастливы ли вы или подавлены, озабочены чем-то или напряжены, огорчены чем-то или ощущаете спокойствие. Отследите любое телесное ощущение, тепло или холод и т.д., есть ли напряжение где-либо в теле. Попытайтесь представить, какое выражение лица у вас в данный момент. Возможно, для вас будет открытием то, как вы ходите или говорите. Отследите ваше тело - находиться оно в спокойном состоянии или активном. Осознаете ли вы все движения вашего тела, или вы бессознательно стучите ногами, почесываетесь или теребите ваши волосы или пальцы. Осознайте ваше тело целиком.
   В) Закройте ваши глаза, сидя или лежа без движения. Определите точно, о чем вы думаете, и что вы чувствуете. Внимательно отследите, как быстро ваши мысли переходят с одного объекта на другой. Попытайтесь обнаружить связующую нить между вашими мыслями и отследите любые эмоции, которые возникают в связи с этими мыслями. Не цепляйтесь долгое время за каждую мысль, просто будьте отстраненным свидетелем вашего ума.
   Эти упражнения помогут нам понять работу нашего ума, и с этим пониманием у нас будет больше возможностей усмирить наш ум и управлять процессами мышления и памяти. С помощью этих практик мы можем также обнаружить тесную связь между телом и умом и использовать эту связь для позитивной работы с нашими привычками и перенаправить в одно русло нашу рассеянную энергию.


4. Повторение мантры
 

   А) Повторение мантры ОМ или вашей персональной мантры в уме в течение дня займет ваш ум, когда он праздно и бесцельно блуждает. Как только вы проснулись, примите решение повторять мантру во время любой деятельности, которая не требует вашей полной концентрации. Вы будете очень удивлены, обнаружив, как часто ваше решение будет забыто.
   В) Существует одна из разновидностей предыдущей практики, которую вы можете делать повсюду, если у вас свободна одна рука, когда вы слушаете кого-то по телефону, когда вы идете пешком или ждете автобус или трамвай. Вам необходимо использовать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ или какие-либо другие мантры, которые имеют такое же количество слогов. В то время как вы произносите ОМ, коснитесь большим пальцем указательного пальца. Когда вы произносите МАНИ, коснитесь большим пальцем среднего пальца, ПАДМЕ - большим пальцем безымянного, ХУМ - мизинца. Продолжайте таким же образом. Это очень простая, но очень эффективная практика.


5.Чанкраманам
 

    Это простая техника развития осознания, которая в то же время помогает расслабить тело и устранить скованность. На санскрите слово "чанкраманам" означает блуждание, странствование. Это означает действие без усилия и блуждание без определенной цели и планов. Это - основа практики. Чанкраманан это садхана при ходьбе без усилий, не отвлекаясь на какие-либо мысли и внешние предметы. Эту практику можно определить как джапа при ходьбе.
    Чанкраманам практиковалась мистиками и йогами с незапамятных времен. Суфии, буддийские и христианские монахи регулярно практиковали модифицированные формы чанкраманам как часть их садханы.
    Для того чтобы приступить к практике - начните ходить. Вы можете идти по прямой или по кругу и т.д. любым шагом, какой вам больше нравиться, до тех пор, пока сохраняется ритм. Представьте, что ваше тело движется автоматически без сознательных усилий. Голову следует наклонить вперед так, как будто вы смотрите на свои ноги. Вам следует смотреть, но не на чем не фокусировать взгляд.
    Начните монотонно пропевать мантру. Вы можете использовать вашу персональную мантру или Ом. Вы можете практиковать упаншу джапа (шепотом) или манасик джапа (ментальная джапа). Синхронизируйте пропевание с шагами. Во время каждого шага пропевайте мантры. Продолжайте в той же манере, осознавая физическое движение и мантру.
    Наиболее важное достижение в жизни - это самоосознание. Цель человеческой жизни, последняя форма эволюции и путь трансформации - это самоосзнание, и это, конечно, ключ к медитации. При повышении уровня самоосознания практикующий становиться соответственно подготовлен к более сложному духовному опыту.

Вернуться к содержанию