Аджапа Джапа
Аджапа джапа одна из самых важных медитативных практик, с помощью которой мы можем «перепахать» нашу психику и сделать её более жизнеспособной и восприимчивой к окружающему миру. Другое название для аджапа джапы – спонтанное осознавание. В переводе означает видеть, смотреть внутрь, наблюдать, следить.
Джапа- это постоянное повторение мантры. Джапа становится аджапой, когда мантра повторяется как бы сама, автоматически, без сознательных усилий. Говорят, что аджапа джапа приходит из сердца, тогда как джапа приходит из уст.
Аджапа джапа особенно рекомендуется раджасическим людям и для тех, кто переживает большое напряжение и проблемы. Эта практика поможет переключить внимание от повседневных забот на высокие духовные идеалы. Те, кто занимаются учёбой или напряжённой умственной работой, смогут получить много пользы от этой медитативной техники, которая обеспечивает баланс между умственной и физической активностью. Ввиду того, что обучение и интенсивная умственная деятельность способствует концентрации нашего внимания вовнутрь, аджапа джапа требует осознавания вашей умственной деятельности, и в то же самое время, осознавания движения при дыхании и повторения мантры. Так же, как ментальную и физическую активность, практикующий начинает исследовать более тонкие области физического тела - психические центры (чакры) и психические каналы.
Аджапа джапа (a.j.) также хорошая практика для тех людей, кто имеет разумный контроль над своей умственной деятельностью, и для тех, кто хочет повысить свою способность к концентрации внимания. Аджапа джапа (a.j.)- это комбинация пранаямы и медитации, и говорят, что через пранаяму вы входите в сферу медитации.
Первая вещь, которую каждый должен осознавать в a.j. - это собственное дыхание. Вы дышите 15 раз в минуту, 900 раз в час и 21600 раз в 24 часа, но вы никогда не осознаёте этот наиболее важный жизненный процесс. Во время практики a.j. желательно отслеживать ритм дыхания. В течение практики возможно отследить 4 ритма дыхания: 1-естественное, 2-немного глубже, чем естественное,3-расслабленное и 4-приостановленное.
Вторым и наиболее важным моментом в a.j. является осознание движения дыхания по телу. Это может практиковаться разными способами, но наиболее важным является осознание дыхания в позвоночнике. Когда дыхание расслабляется, оно переходит в третью стадию, становится удджайи пранаямой (психическое дыхание), долгое, глубокое и мягкое подобно посапыванию ребёнка. Это расслабленное дыхание циркулирует вверх и вниз по позвоночнику.
В предварительных практиках a.j. практикующий наблюдает за потоком дыхания, проходящим по переднему психическому каналу в области между пупком и горлом. На следующей стадии отслеживается дыхание, проходящее по сушумна нади, и практикующий чувствует, как прана проходит через каждую чакру от муладхары к аджне и обратно к муладхаре. Продвинутая стадия a.j. схожа с предыдущей, но дыхание становится растянутым и медленным, а психический канал отслеживается от муладхары до сахасрары чакры.
Третий момент в a.j.- это звук или мантра. В физическом и психическом теле существует звук. Некоторые слышат его как сохам или Ом, другие слышат это как-то по-другому. На самом деле, любая мантра может быть использована для практики a.j., хотя, традиционно используется мантра сохам, т.к. она соответствует естественному звуку вдоха и выдоха. Мантру следует соединить с дыханием. Когда вы вдыхаете, дыхание спонтанно производит звук со, и когда выдыхаете спонтанно выходит звук хам. Наиболее важным моментом является то, что дыхание и мантра становятся одним целым. В то время как вы вдыхаете через сушумну от муладхары до аджны и выдыхаете от аджны до муладхары, осознавайте движение дыхания соединённое с движением сильного звука сохам. Эта практика очищает нади, пранические каналы в теле.
Когда мантра пробуждена в дыхании, всё тело перезаряжается. Психические токсины устраняются, и блоки в каналах нади, которые являются основным источником психических и умственных расстройств, нивелируются. Мантра должна пробудить сушумну и просочиться в каждую частицу нашего тела. Когда сушумна начинает вибрировать, самоосознание становится активным. Когда ида начинает вибрировать, ум становится активным. Когда пингала начинает вибрировать, прана становится активной и энергия течёт через всё ваше тело, распространяясь даже вне физического тела.
Когда с помощью мантра шакти пробуждается сушумна, происходит как бы символическая отработка кармы. Это проявляется в возникновении внутренних звуков и потрясающих переживаний. Что бы вы ни переживали, всё это поднимается из глубин вашего сознания. Это ментальная шанкпракшалана, часть очистительного процесса.
A.j.- основа для крийя йоги. С её освоением достигается пратьяхара и подлинная практика дхараны. Когда a.j. осваивается и полностью реализуется, самскары полностью устраняются, и ум становится однонаправленным.
Техники.
A.j. может практиковаться в разных медитативных позах, или в случае невозможности практиковать сидя, вначале вы можете выполнять a.j. лёжа в шавасане. Лучшее время для практики a.j.- раннее утро между 4 и 6 часами или вечером перед сном. A.j. можно практиковать с чётками.
Существует много различных стадий в a.j., и техники для каждой стадии соответственно требуют всё меньше концентрации и осознания. Каждому, кто начинает практиковать a.j. следует начинать с предварительной стадии и постепенно осваивать и совершенствовать следующие стадии. Вы не достигнете серьёзных результатов, если будете беспорядочно использовать техники для практики. Желательно освоить джапу перед началом освоения a.j.
Предварительная аджапа джапа.
Когда осуществляется практика предварительной a.j., практикующий должен ощутить прану, проходящую через передний психический канал между пупком и горлом. Вам понадобится немного воображения. Вы можете представить, что психический канал – это стеклянная труба, которая наполнена водой. В то время как вы вдыхаете, уровень воды поднимается от пупка к горлу, и во время выдоха опускается обратно к пупку, или, вы можете представить, что когда вы вдыхаете, дыхание восходит от пупка и возвращается к нему, когда вы выдыхаете.
Стадия 1.
Почувствуйте дыхание, проходящее через передний психический канал между пупком и горлом. Осознавайте каждый вдох и выдох.
Продолжайте в течение пяти минут.
Сейчас ментально синхронизируйте мантру сохам с дыханием. Со звучит во время вдоха, и подъёма праны в психическом канале. Хам звучит во время выдоха и опускания праны в психическом канале.
Продолжайте практику с полным осознанием движения праны и мантры.
Практикуйте эту стадию в течение недели или около того, затем приступайте ко второй стадии.
Стадия 2.
Технология такая же, как на первой стадии, но последовательность проговаривания мантры другая. Каждый цикл дыхания будет начинаться с выдоха, который сопровождается мантрой хам, затем вдох, сопровождаемый со. Мантра будет звучать хам-со. После каждого хамсо короткая пауза.
Практикуйте это ежедневно в течение недели, и затем приступайте к третьей стадии.
Стадия 3.
Соедините мантру со с входящим дыханием, и хам с выходящим дыханием. Таким образом формируется бесконечный круг со-хам-со-хам-со-хам. Продлите вибрацию хам и соедините её с входящей вибрацией со. Продлите вибрацию со и объедините её с хам. Продолжайте повторение со-хам и хам-со без перерыва.
Практикуйте это ежедневно в течение недели, и затем приступайте к четвёртой стадии.
Стадия 4.
На этой стадии вы практикуете сначала техники стадий 1, 2, 3 в любом порядке.
Сначала осознавайте дыхание, которое формирует круг со-хам. Практикуйте таким образом несколько минут,и затем позвольте вашему сознанию плавно перетечь в мантру хам-со После некоторого времени вы обнаружите, что со и хам связаны в единый круг. Продолжайте этот цикл со-хам-со-хам-со-хам.
После какого-то времени вы можете непроизвольно захотеть изменить последовательность мантры со-хам или хам-со. Позвольте этому процессу следовать свободно своим курсом. Просто наблюдайте, в то время как ваше сознание перемещается между мантрами.
Практикуйте это ежедневно не менее пяти дней перед тем, как приступите к стадии 5.
Стадия 5.
Эта стадия включает техники стадий 1, 2, 3, 4, но они практикуются с удджайи пранаямой и кхечари мудрой.
После того, как вы полностью овладели этими техниками на всех стадиях, приступайте к более сложной практике a.j.
Удджайи пранаяма и кхечари мудра.
Удджайи пранаяма помогает вызвать медитативное состояние. Она практикуется при сжатой глотке. Когда всё сделано правильно, то возникает мягкий звук похожий на урчание кошки или лёгкое посапывание. Следует прочувствовать в большей степени дыхание, проходящее через горло, чем проходящее через нос. Когда здоровый ребёнок спит, то он всегда дышит, перекрывая глотку, и его дыхание можно услышать в горле.
Для практики кхечари мудры нужно завернуть язык наверх так, что бы его нижняя поверхность касалась нёба. Старайтесь завернуть язык как можно дальше. Если кхечари мудра практикуется правильно в соединении с удджайи долгое время, язык может продвинуться выше в носовое отверстие.
Промежуточная аджапа джапа.
Осуществляя эту практику, вам понадобится большая сила воображения и вы должны осознавать всё, что вы делаете. Осознавайте всё, что вы визуализируете, ваше дыхание и т.д., и если ваш ум блуждает, вам следует осознавать это блуждание. С помощью этой практики вы должны попытаться прочувствовать поток праны в сушумна нади. Он должен ощущаться при прохождении через каждую чакру - муладхару, свадхистану, манипуру, анахату, вишудху и аджну.
Стадия 1.
Практикуйте кхечари мудру и удджайи пранаяму. Прочувствуйте это глубокое, свистящее, расслабленное дыхание в позвоночнике. Когда дыхание растягивается и соединяется со звуком шипения змеи, вы можете почувствовать это в сушумне.
Во время выдоха почувствуйте как прана спускается от аджны через каждую чакру к муладхаре. Во время вдоха почувствуйте, как прана поднимается от муладхары к аджне. Когда вы достигаете аджны или муладхары, задержите дыхание на короткое время и концентрируйтесь на этой чакре. Полный процесс дыхания осуществляется в сушумне. Дыхание поднимается и опускается по этому проходу, который как бы напоминает трубопровод. Ваш ум и ваше сознание находятся там.
Осуществляйте эту практику около пяти минут.
Затем соедините вашу мантру с движением праны. В то время, как прана поднимается, почувствуйте вибрацию со. В то время, как прана опускается, почувствуйте вибрацию хам. Почувствуйте вибрирующее движение, которое проходит по позвоночникучерез каждую чакру, и когда оно достигнет муладхары или аджны, на короткое время сконцентрируйтесь на них.
Продолжайте осознавать всё, что вы делаете.
Когда вы освоите эту стадию, приступайте к стадии 2.
Стадия 2.
Такая же, как и стадия 1, но нет паузы между вдохом и выдохом. Используйте мантру со-хам, со-хам, со-хам. После нескольких дней приступайте к стадии 3.
Стадия 3.
Между вдохом и выдохом существует некий перерыв, но выдох и вдох непрерывны. Мантра на этой стадии хам-со, хам-со, хам-со. Когда эта стадия освоена, переходите к 4.
Стадия 4.
Вдох, выдох и вдох становятся непрерывными, используемая мантра со-хам-со-хам-со-хам. После нескольких дней переходите к стадии 5.
Стадия 5.
На этой стадии переключение с мантры со-хам на хам-со происходит спонтанно.
Когда вы освоили это, переходите к более сложной a.j.
Продвинутая аджапа джапа.
Техники для продвинутой адж.дж. следует практиковать также, как промежуточную, в 5 стадий. Единственное различие заключается в том, что психический канал растягивается на весь путь от муладхары до сахасрары чакры и дыханее становится длиннее и медленнее. Дыхание отслеживается при прохождении его через каждую чакру, когда оно поднимается и опускается через сушумна нади.
« После того, как я ненадолго забылся, я почувствовал, что молитва сама исходит из моих уст к моему сердцу. Далее моё сердце наполнилось благостной теплотой».
Путь пилигрима.
Вернуться
к содержанию