Тибетский Буддизм

TIBETAN ART GALLERY





 

  Ваджраяна (Vajrayana) буддизм – это сплав Хинаяны, Махаяны и Тантры с местной системой верований жителей Тибета - Бон. Маги и покорители демонов, приверженцы Бона были также предсказателями и позволяли духам овладевать их телами и становиться оракулами. Буддизм  впитал многое из обрядов этой традиции: методов шаманизма, анимизма и колдовства и преобразовал их, чтобы поставить на службу своим целям.

    Тантрическое учение было привнесено в Тибет подвижниками и йогами в 7-ом столетии перед периодом нашествия Гуннов, уничтоживших большинство первоначальных (оригинальных) санскритских священных писаний и текстов. Тибетские ученые, в числе которых был Марпа,  путешествовавшие по  Индии привезли с собой большое количество важных текстов. Они были переведены на родной язык, но первоначальная версия на  санскрите была также сохранена. Таким образом, Тибетский Буддизм стал хранителем последних из оригинальных тантрических текстов. Большинство из них сейчас исчезло с лица земли из-за постоянных политических  переворотов, во время которых многие монастыри и большие библиотеки были разграблены и сожжены.

Секты

Есть четыре основных секты в Тибетском Буддизме. Их различие базируется не на догматическом уровне, а на определённых линиях духовной передачи.

Желтошапочники или Гелугпа (Gelugpa) самая молодая секта и возглавляется Далай-ламой в перевоплощениях.

Другие три секты - Красношапочники. 

Ньингмапа (Nyingmapa) - самая старая школа, которая берёт своё начало от индийского гуру Падмасамбхавы.

  Кагьюпа (Kagyupa) - наиболее йогическая и строгая школа, берущая своё начало от индийских гуру Тилопы и Наропы, и затем к Maрпе и к величайшему из всех йогов, Миларепе.

Сакьяпа (Sakyapa) - самая академическая секта и был основан в 11 веке индийским мудрецом Атишой.

Садхана

Существенный аспектом тантрического или буддизма Ваджраяны является гуру. Тантрические буддисты полагают, что истинное учение Будды не может быть передано через книги; оно остаётся непонятым до момента передачи от гуру ученику или до момента постижения его в высших медитативных состояниях. В Ваджраяне очень большое внимание уделяется  подготовительным стадиям садханы. Как только подготовительный этап освоен, ученик постепенно продвигается к более высоким уровням практики.

Особенностью Ваджраяны является большой пантеон божеств и защитников, называемых йидамы(yidams), которые отчасти соответствуют ишта девате (ishta devata) в Тантре. Йидам - специфическое божество, которое представляет врожденную просветлённую природу ученика. Йидам выбирается гуру в соответствии с особенностями ученика и практикой, за которой он следует. Согласно эзотерическим теориям, йидамы - мощные духовные охранители, которые защищают и обучают тех, кто их почитает. Гуру знакомит ученика с его йидамом в течение инициации, и затем устанавливаются сложные отношения между ними в медитации. Ученик призывает йидам посредством визуализации, получает его благосклонность и использует эту силу как инструмент для его духовного развития. Эзотерическое учение изображает йидамов как тайные силы, и мистики расценивают их как проявления энергии, свойственной телу и психике. Только когда медитация на йидаме освоена в полной мере,  гуру приобщает ученика к более продвинутым методам махамудры, основанных на реализации недуальности или шуньяты (пустоты).

   Ваджраяна самое быстрое средство достижения просветления и может быть сравнимо с самолётом, в то время как махаяну в данном аспекте можно сравнить с автомобилем, а хинаяну с велосипедом. Будучи самым быстрым способом, однако, он является самым опасным, т.к. тот, кто срывается с этого пути, может упасть быстро и очень болезненно, в то время как в других направлениях падение является не столь быстрым и не столь болезненным. Они говорят, что  верно идущий по этому пути, за короткий срок достигает высших ступеней сознания, но тот, кто практикует неверно или злоупотребляет практикой, падает очень низко, где он остается в течение неопределенного периода.

В Тибетском Буддизме существует многообразный  диапазон медитационных техник, от очень простых до магических и изощрённых. На ранних стадиях  осуществляется медитация на таких фактах жизни, как смерть и непостоянство, которая нацелена на  понимание учения Будды. Позднее в практике объединяются использование мантры и  визуализация призванного божества. Некоторые из высших методов ваджраяны и тантрического буддизма мало известны и даже секретны и, по-видимому, являются формой психологической алхимии. Их может выполнить и правильно понять только тот, кто освоил все предварительные практики, и  избавился от привязанности к своему эго.

Чтобы правильно заниматься медитацией в системе Ваджраяны, необходимо найти квалифицированного ламу или наставника, который инициирует вас. Сначала Вы должны найти прибежище на этом пути: в ламе, йидаме, Будде, дхарме и сангхе. Затем принимается обет бодхисаттвы:

Разумные существа бесчисленны, я клянусь спасти их.

Желания неистощимы, я клянусь избавиться от них.

Дхармы безграничны, я клянусь постичь их.

Путь недостижим, я клянусь достичь его.

После этого Вы готовы войти в контакт с йидамом. Инициирование может быть частным делом или большой церемонией, открытой для сотен монахов и обычных учеников.

Хотя существует множество йидамов (yidams) и разнообразных техник, здесь мы даём специальную медитацию на йидаме, предназначенную для новичков. Сама техника выполняется   в виде просьбы (просителя), которая поется вслух или мысленно.

Техники

Приветствие Ченрези

Практика всегда начинается с того, что вы находите убежище в ламе, йидаме, Будде, дхарме и сангхе и повторяете клятву бодхисаттвы. Затем вы молитесь Ченрези, бодхисаттве сострадания, глаза которого пристально смотрят на все разумные существа. Он предлагает утешение тем, кто страдает, и помогает им обращать их видение внутрь и достигать духовного пути. Вы молитесь относительно его красоты, его проницательности, чтобы он заполнить вас светом правды и любви для того, чтобы вы могли быть способны помочь и избавить все существа от страдания.

Теперь представьте искрящийся белый лотос в полном расцвете в виде короны на вашей голове. Затем представьте полную луну за этим лотосом. В центре лотоса визуализируйте  семя, которое символизирует Ченрези и называется хум. Это семя  визуализируется до тех пор, пока оно медленно не приобретёт форму самого Ченрези. Он ослепительно белого цвета и сидит в центре лотоса. В одной руке он держит чётки (mala), а в другой цветущий лотос. Он находится в мудре сострадания, на его губах - красивая улыбка и его глаза пристально смотрят на окружающий мир. Он одет в красивые одежды, на нём много украшений. На его плече шкура оленя, которая символизирует мир.

В то время как визуализация становится ясной и устойчивой, практикующий чувствует, как образ Ченрези движется вниз и  постепенно он сливается с ним, так, что его тело приобретает форму Ченрези. Его сердце становится шестью лепестковым лотосом, и на каждом лепестке написан слог мантры Ом-Ма-ни-Пад-ме-Хум (Om-Ma-ni-Pad-me-Hum). Эта мантра повторяется 108 раз, параллельно с визуализацией лотоса в сердечном центре.

После повторения мантры, слоги медленно исчезают с лепестков лотоса, и символ хум  появляется в центре лотоса. По мере визуализации  семени, символ становится очень ярким и увеличивается в размерах до тех пор, пока ничего не остаётся кроме этого семени, излучающего свет. Эти лучи света льются из тела через каждую клетку во всех направлениях, ко всем существам, сверкая и озаряя их духовной благодатью. Затем лучи возвращаются в сердечный центр, и символ семени постепенно растворяется   в свете. Далее переживается  чистое состояние шуньяты (shoonyata). Но как только какая-либо мысль вторгается в это состояние безмолвия, пустотность исчезает, и это- знак к окончанию практики.

Осуществляя эту практику, помните, что вы сейчас воплощение Ченрези, вы приобрели его форму и растворили ваше индивидуальность в его сознании, наполненном блаженством и состраданием.

Слог семени

Эта практика  медитации очень напоминает техники крийя йоги.

Сидя в удобной позе для медитации со скрещенными ногами, выпрямите вертикально позвоночник и закройте глаза.

Визуализируйте просветлённых  или Будд; они окружают вас озером блаженства.

Не закрывая левую ноздрю, вдыхайте через правую ноздрю. Представьте, что высшая благодать Будды разбивает всё негативное и разрушительное внутри вас. Выдыхая через левую ноздрю, визуализируйте это негативное и загрязнённое как дым, выходящий из ноздри. Практикуйте 9 циклов такого дыхания.

Теперь, не закрывая ноздри, вдохните через правильную ноздрю, и выдохните через обе ноздри. Таким образом, осуществите 3 цикла дыхания через правильную ноздрю, 3 цикла дыхания через левую ноздрю и 3 цикла дыхания через обе ноздри вместе. Продолжите этот процесс дыхания до тех пор, пока ваш ум не успокоится. Затем попытайтесь визуализировать психические каналы иды, пингалы и сушумны. В центральном канале сушумна (sushumna) представьте красное горячее зерно кунжута на уровне  манипура-чакры (manipura chakra). Попытайтесь увидеть это отчётливо и почувствовать его тепло.

Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и почувствуйте давление, растущее в животе. По мере выдоха, пламя взмывает в сушумне, сжигая  блокировки ванахате (anahata), вишудхе (vishuddhi) и аджна (ajna) чакрах. Жар проникает в мозг, который вы должны визуализировать как твердую молочную белую субстанцию.

Повторите этот процесс 7 раз, с каждым разом всё более и более расплавляя эту белую субстанцию. Когда она станет полностью жидкой, то  потечёт вниз по сушумне. К 7-ому циклу эта субстанция станет настолько расплавленной и  легко воспламеняющейся, что, она стремительным  нисходящим потоком, сжигает красное горячее зерно до тех пор, пока белая жидкость не потечёт  вверх, через иду и пингалу, и другие меньшие нади, проникая во всё тело. После того, как вы закончили 7 циклов, сидите спокойно и осознайте то ровное и блаженное чувство, которое возникло после практики. Осознавайте то, что ваше тело испытывает. Приятное или не приятное это переживание? Чувство это или это-мысль? Является это постоянным или не постоянным? Имеет ли оно под собой причину или нет? Обдумывая эти вопросы, вы подготавливаете ваш ум к прорыву в новое осознание его природы.

Практика заканчивается общепринятым жертвованием заслуг, которые были достигнуты в медитации, в пользу всех разумных существ. Будда, в его Гуру Шакьямуни форме, визуализируется, сидящим в лотосе и с излучением золотого света из сердца во все направления вселенной. Люди, представленные всем человечеством, визуализируются вокруг вас.

В то время как медитирующий читает мантру, Будда начинает медленно вращаться, развивая скорость, до тех пор, пока он не начнёт крутиться и рассеивать золотой свет во все направления. Люди вокруг вас также начинают излучать блаженство, они свободны от страдания и становятся просветлёнными существами.

“Если кто-то видит пустоту, созерцая  прострснство,

  Если затем осознающий наблюдает свой ум,

  Он разрушает двойственность и достигает состояния Будды”.

'Песня Махамудры'

 

 

Вернуться к содержанию

Hosted by uCoz